Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

ЛЁТЧИК ТКАЧЁВ

 

                                                 ЛЁТЧИК ТКАЧЁВ

                   (К 130-летию со дня рождения, к 50-летию со дня смерти)

ХХ век принёс нашей Родине две мировые войны, революционное разрушение трёхсотлетней Российской империи с утопической попыткой построения безбожного «рая на земле». И распад империи Cоветской. Так всегда заканчиваются обольстительные миражи революционного преображения мира. Все эти события наложили свой отпечаток, изломали, душевно «деформировали» и исковеркали судьбы множества русских людей разных поколений. Однако народ наш, приходит в себя и вновь как уже бывало в нашей истории, начинает «собирать камни» и воссоздавать своё Отечество. Мы видим, как Россия постепенно собирается и сосредотачивается: её народы начинают отстраивать свой единый родной дом. Русские люди не стоят равнодушно в стороне от этих событий. В последнее время даже появилось понятие «Русский мир», объединяющее всех любящих Россию, её культуру и историю. И это правильно. Иначе произойдёт искоренение "русскости" в народе. А история и культура любой страны это, прежде всего люди, её сыны и дочери. И мы, живущие сегодня, должны непрестанно помнить о них. Ибо, по выражению Сенеки, воспоминания о великих людях столь же благоприятно, как само присутствие их…Один из них Вячеслав Ткачёв. И сегодня о нём известно не много, а литература о нём не многочисленна. Это воспоминания самого Ткачёва, и книга нашего замечательного кубанского писателя, историка и краеведа Виталия Бардадыма - «Дорога в небе и на земле», написанная на основе подлинных архивных документах и рассказов очевидцев уже в постсоветский период(1993 г.).

В конце 50-х годов на улицах Краснодара можно было встретить стройного пожилого человека, одетого в простой костюм, а зимой увидеть на нём канадскую меховую куртку, изящно сидящую на стариковских плечах. Его карие задумчивые глаза по доброму глядели на мир Божий, а на вас - с лаской родительской , вызывая в сердце ответное чувство уважения и благожелательности. Он неторопливо шёл по тротуару, заходил в хлебную лавку, затем в аптеку на улице Красной, где брал какие-то лекарства и возвращался к себе на Рашпилевскую, в полуподвальную комнату. Там он зажигал керосинку и готовил завтрак. Поев, быстро собирался на работу. Старик спешил успеть к урочному часу в артель инвалидов имени Чапаева. Там он не разгибаясь, целый день клеил переплёты, чтобы выработать норму. И только когда солнце уже шло к закату, он сворачивал свою работу, убирал с верстака клей, картон и тесёмки, предназначенные для канцелярских папок.Так проходили оставшиеся его годы. Но однажды он сильно прихворнул и по совету артельщиков бросил переплётное дело и стал на дому вязать из ниток бытовые авоськи. «Ну как?» - спрашивали старика. «Не пыльно и не прибыльно» - шутя отвечал он. И никто из артели, никто из соседей по квартире  не знал, что перед ними легендарный лётчик, первый Георгиевский кавалер Императорской    авиации, создатель русской военной авиации Вячеслав Матвеевич Ткачёв, который совершил в 1913 году беспримерный в истории мировой авиации перелёт Киев – Екатеринодар И поставил первый в России мировой рекорд дальности перелета. В анналах Первой мировой войны едва ли отыщется имя более славное. чем имя Вячеслава Матвеевича Ткачёва. Именно он стал первым начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главнокомандующего, т.е. главкомом русской авиации!..
Но, несмотря на многие заслуги, имя этого человека на долгие годы было вычеркнуто из истории российской военной авиации.

. Кубанский казак. Уроженец станицы Келермесской. Эта станица, основанная в 1863 году в верхнем течении речки Гиаги, находилась в 20 верстах от Майкопа и в 128 – от Екатеринадара. Чтобы добраться до казачьей столицы, нужно было трястись в тарантасе два полных дня. Вячеслав Матвеевич родился 24 сентября (7октября) 1885 года в семье полковника Матвея Васильевича Ткачёва, женатого на Анастасии Ивановне Ивановой, дочери священника.   Казаки Ткачевы известны на Кубани с середины XVIII века. Дед нашего героя сотник Василий Ткачев блеснул удалью в 1829 году при взятии турецкой крепости Анапа и был удостоен личного дворянства. В приказе по войскам Кавказской линии от 20 ноября 1852 года упоминается казак Матвей Васильевич Ткачев, произведенный за доблесть в урядники. Во время Крымской войны(1853 - 1856) лихой рубака стал Георгиевским кавалером, впоследствии дослужился до войскового старшины (подполковника) и приобрел наследное дворянство.

«Я рос как трава в поле: никто не насиловал мою самостоятельность», - писал Ткачё на склоне своих дней. И это было так. Он паныч, барчук, когда подрос, околачивался то в конюшне, то на кухне во время обеда рабочих, то на маслобойне, а чаще – в табуне. И проголодавшись в беготне, любил полакомиться простой пищей, которую ели косари и табунщики – супом-кондёром или затёркой или галушками со сметаной. Вместе со                                    

сверстниками ходил в ночное, на рыбалку, носился по степи наперегонки не желая уступать ни в чём – ни в ловкости управления конём, ни в джигитовке.

Но прощай детство, дом родной! .. И вот Вячеслав Ткачёв – учащийся Нижегородского имени графа Аракчеева кадетского корпуса. Учась там, подружился с Петром Нестеровым.

После окончания кадетского корпуса Вячеслав поступил в Константиновское артиллерийское училище, Петр — тоже в артиллерийское, но Михайловское. В 1906 году оба закончили обучение, и на долгие семь лет пути их разошлись. Подпоручик Нестеров уехал во Владивосток, во 2-ю батарею 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригады, а хорунжий Ткачев — в Закавказье, на границу с Турцией, где принял взвод во 2-й батарее 39-й артбригады 1-го Кавказского корпуса.
Судьба вновь свела их в марте 1913 года: сотник Ткачев после окончания Севастопольской школы летчиков и поручик Нестеров, сдавший выпускные экзамены в Гатчинской, получили назначение в 7-ю воздухоплавательную роту, входившую в только что сформированный XI корпусной авиаотряд, дислоцировавшийся в Киеве.
Без малого год они летали вместе. Но какой это был год! За две недели до того дня, когда

в киевском небе Петром Николаевичем была « завязана» знаменитая «мертвая петля» Нестерова, сотник Ткачев, поручики Нестеров и Передков впервые в России выполнили полет звеном в плотном строю в три аэроплана – шли рядом : в центре Пётр Нестеров, слева Вячеслав Ткачев, справа Михаил Передков , едва не касаясь крыльями самолетов.
Время массового освоения полетов в плотных боевых порядках наступит для русских военных летчиков лишь через три года — в начале 1916-го. В отечественной авиации этот вид боевой подготовки будет внедрять единственный оставшийся к тому времени в живых участник первого группового полета есаул Ткачев…
В октябре 1913 года Вячеслав Матвеевич на самолете «Ньюпор» совершил блистательный во всех отношениях перелет по маршруту Киев–Одесса–Керчь–Тамань–Екатеринодар протяженностью в 1500 верст, проходивший, как было сказано в одной из поздравительных телеграмм, «в ненастное осеннее время и без предварительной подготовки трассы». Эти слова отражали самую суть полета, совершенного Ткачевым.
Дело в том, что чуть раньше в России проводились авиасостязания на маршруте Петербург–Москва–Петербург, который полтора десятка уже именитых российских пилотов безуспешно пытались пройти менее чем за 18 часов. Не умаляя мужества и профессионализма этих летчиков, обратим внимание на две вещи. Во-первых, трасса была хорошо им знакома и не раз облётана. Во-вторых, идеально подготовлена с точки зрения наземного навигационно-технического обеспечения: лети себе вдоль железной дороги, не теряя времени на поиск других ориентиров… Так что не зря тот полет Ткачева был признан мировым достижением, а Киевское общество воздухоплавания присудило авиатору золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелет».

Общее время на перелёт из-за нехватки бензина, поломок аппарата, вынужденных посадок и ожиданий – 10 дней. Сам же полёт длился 10 часов. 13 октября Ткачёв представился во дворце Наказному Атаману М.П. Бабычу и был приглашён на ужин. В тесном кругу состоялось сердечное чествование доблестного кубанца. Три дня В.М. Ткачёв радовал екатеринодарцев своими полётами над городом. Которые он совершал не в одиночку, а с храбрыми пассажирами. «Всех зрителей поражала смелость полётов Ткачёва и точность его управления и спусков» - писала газета Кубанский край (Кубанский край, 1913,№238. 22 октября) Вскоре он вернулся в Киев. Где радушно был встречен П.Н. Нестеровым, поздравившего своего соратника с успешным перелетом. «Эх, имей я в Тамани вовремя бензин, я долетел бы в один день до Екатеринодара» - сокрушался Ткачёв.

Личный состав ХI корпусного авиационного отряда жил одной единственной страстью, милой душе авиатора – полётами. Вот лётная ведомость за 1913 год. Вячеслав Ткачёв совершил 211 полётов. находясь в воздухе -135 часов 57 минут. Пётр Нестеров имел 175 полётов при 122 часах 57 минутах. Как мы видим по страсти летать Ткачёв превзошёл даже своего друга. великого русского лётчика. И еще одна любопытная подробность. Лётчик Мрачковский имел 211 вылетов – (т.е. столько же сколько Ткачёв) при налёте 49 часов 26 минут. А лётчик Кронидов - -188 и 78 соответственно. 10 марта 1914 года В.М. Ткачёв был назначен начальником 20-го корпусного авиационного отряда.

19 июля (1 августа) Германия объявляет войну России. 28 июля отряд, руководимый Ткачёвым выступил в поход, войдя в состав 4-й армии, Юго- Западного фронта, который он был обязан ежедневно обеспечивать свежей развединформацией. 10 августа здесь началось грандиознейшее сражение, которое впоследствии историки назовут Галицийской битвой. Она будет полыхать двадцать суток на фронте протяженностью в 150 километров… И дальше начинается героическая одиссея нашего доблестного земляка.

12 августа Вячеслав Матвеевич вылетел на разведку в район Сандомира на своем «Ньюпоре-4». Из-за того, что район поиска находился на предельной дальности полета, и для максимального облегчения аппарата подъесаул не взял с собой летчика-наблюдателя. На удалении двадцати верст от линии фронта с высоты в восемьсот метров пилоту открылась грандиозная панорама: почти две австрийские дивизии густыми колоннами направлялись к передовой.
Подлетая к Аннополю, командир авиаотряда понял, что обнаруженная им колонна — лишь часть неприятельского корпуса, спешным маршем выдвигавшегося под Люблин, к правому флангу русских. Разведчика заметили и стали обстреливать с земли. Невзирая на явную опасность, Ткачев несколько раз прошелся над дорогами, забитыми неприятелем. И лишь после того, как несколько пуль пробили крылья его аэроплана, повернул к своим. У Борова Ткачев обнаружил еще одну пехотную бригаду австрийцев, артиллерийские подразделения. Теперь собранные сведения требовалось как можно быстрее доставить в штаб армии.
В районе Красника самолет обстреляли шрапнелью, масляный бак оказался пробитым, из него хлынула густая струя, двигатель могло заклинить в любую секунду. Изогнувшись в немыслимой позе и бросив педали, Ткачев ногами заткнул масляный фонтан, чтобы хоть ненадолго продлить работу мотора — до нейтральной полосы оставались считанные минуты полета…
Оригинальность управления «Ньюпора-4» заключалась в том, что кренение машины здесь достигалось отклонением педалей, а не ручки управления, как на прочих аэропланах. Следовательно, когда Ткачев задрал ноги, чтобы заткнуть пробоину в маслобаке, его аэроплан до соприкосновения с землей оставался без поперечного управления. В подобной ситуации шансы на благополучное завершение полета практически нулевые. И человека, который посадил-таки машину в таких условиях, следует считать не просто очень хорошим пилотом, а летчиком милостью Божьей! Впрочем, Ткачев и был таковым.
После приземления в расположении русской пехоты подъесаул, несмотря на обваренную горячим маслом ногу, вытребовал себе коня, домчался на нем до ближайшего    полевого телефона и передал разведданные в штаб армии. Потом успел раздобыть крестьянскую телегу, вернуться вместе с ней к месту вынужденной посадки, отсоединить с помощью пехоты крылья от корпуса «Ньюпора». И буквально под носом у наступавших австрийцев вывез израненную машину!
Приказом главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта № 290 от 24 ноября 1914 года «военный летчик подъесаул Вячеслав Ткачев за то, что проник в тыл неприятельского расположения и, несмотря на огонь противника, повредивший жизненные части аппарата,  с исключительной находчивостью, присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную на него задачу:  вовремя доставил добытые сведения первостепенной важности, чем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником», был — первым среди русских пилотов! — удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени.
14 декабря Вячеслава Матвеевича именной телеграммой поздравил с высокой наградой великий князь Александр Михайлович, шефствующий, по повелению царственного родственника, над русской военной авиацией.
А Ткачев продолжал воевать. И вскоре его имя опять было у всех на устах — подъесаул сбил неприятельский самолет, что по тем временам было выдающимся достижением.
Дело в том, что на момент вступления в войну ни один из  русских аэропланов не был приспособлен для огневого поражения самолетов противника или наземных целей. Воздушная разведка и доставка донесений — вот единственные задачи, которые, по мнению военного руководства, были способны выполнять эти несовершенные и малонадежные машины. Однако сами пилоты думали совершенно иначе.
«Если бы в 1914 году, — напишет позже в одной из своих книг генерал Ткачев, — мы располагали аэропланами с установленными на них пулеметами, что, кстати, предлагал в свое время сделать Петр Николаевич Нестеров, то наверняка смогли бы создать в воздухе такой заслон противнику, что немцы и носа бы не сунули на нашу территорию».
Но вооружения на самолетах в начале войны не было. И каждый из пилотов изыскивал свои способы ведения воздушного боя. Штабс-капитан Нестеров первым в мире применил воздушный таран, «смертью запечатлев свой подвиг». Подъесаул Ткачев пошел другим путем: в декабре 1914 года он — опять же первым из русских пилотов — сбил немецкого «Альбатроса»… выстрелами из пистолета!
Второй сбитый неприятельский самолет командир XI авиаотряда записал на свой счет в августе 1916-го: опять же огнем из личного оружия ему удалось повредить двигатель двухместного австрийского аэроплана «Авиатик», аппарат сел недалеко от русских окопов и вместе с экипажем был захвачен пехотой.
Лётный талант Ткачева был поистине многогранен. Еще несколько раз он проявил себя как разведчик. 4 июля 1915 года именно он вскрыл сосредоточение ударной германской группировки в междуречье Лины и Стыри, а в конце июня 1916-го в результате операции, проведенной на основе разведданных, добытых Ткачевым, русские войска захватили почти 30 тысяч германских военнопленных. Сам пилот за то дело был награжден Георгиевским оружием.
В августе 1916 года Вячеслав Матвеевич сформировал и возглавил первое в русской армии авиационное соединение — 1-ю истребительную авиагруппу, в которую вошли II, IV и XIX авиаотряды. Боевое крещение летчики авиагруппы получили уже в сентябре под Луцком, над которым разгорелись жестокие воздушные схватки. Так, 13 сентября, 7 русских истребителей во главе с Ткачевым перехватили группу из 8 немецких аэропланов, пытавшихся прорваться к городу. Завязался бой. Лишившись трех машин, германцы повернули обратно, но наши преследовали их и, потеряв от заградительного огня один самолёт, сбили еще три германских.

«На Юго-Западном фронте осенью была применена система эскадренных воздушных боев, давшая блестящие результаты, — писал в те дни журнал «Искры». — Ни один вражеский самолет не мог проникнуть в воздушное пространство над нашими войсками в районе Луцка, а наши летчики летали на разведку и бомбардировку довольно успешно». И это действительно так. Достаточно будет сказать, что соотношение сбитых германских и русских самолетов на Юго-Западном фронте в августе-декабре 1916 года было 4:1.

В годы Первой мировой войны Вячеслав Матвеевич зарекомендовал себя не только храбрым, умелым летчиком, но отличным командиром-организатором и теоретиком применения истребительной авиации: осенью 1917 года выходит его книга «Тактика воздушного боя» — первый научный труд в России по данной тематике.
К этому времени полковник Ткачев стал, без всякого преувеличения, авиатором с мировым именем: пройдя должности командира авиадивизиона и инспектора авиации Юго-Западного фронта, он 6 июня 1917 года был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего. По сути — главкомом военной авиации России.
Над которой, увы, уже сгущались тучи Гражданской войны…

В Белой авиации.

Известие об октябрьском перевороте застало полковника Ткачева в расположении Ставки. 19 ноября 1917 года он узнал о предстоящем прибытии из Петрограда красногвардейцев во главе с новым Верховным главнокомандующим прапорщиком Крыленко. Не дожидаясь начала маскарада и вполне резонно опасаясь за свою жизнь, поскольку никогда не скрывал монархических взглядов и убеждений, полковник написал рапорт об отставке и на следующий день, не дожидаясь ответа, уехал на фронт. В оставленной записке он писал: «Ломать своими руками то, в создании чего с таким трудом и риском сам участвовал, я не могу. Теперь осталась лишь одна забота — возможно больше сохранить из того, что мы имеем. Я уезжаю туда, где будут формироваться те здоровые силы, которые должны спасти нашу Родину».
Путь Ткачева лежал на Кубань, где, как он справедливо рассчитывал, красные встретят вооруженное сопротивление. Дважды полковника задерживали, дважды он бежал из-под ареста. И в начале 1918 года появился в родных местах, где рядовым бойцом вступил в партизанский отряд казачьего полковника Кузнецова и участвовал в нескольких боях против войск Северо-Кавказской советской республики.

В одной из таких стычек подразделение, в котором сражался Ткачев, прикрывало переправу основных сил через Лабу, было отрезано от своих и практически в полном составе уничтожено красными. Вячеслав Матвеевич оказался в числе тех, кто был взят в плен. С марта 1918-го он находился в майкопской тюрьме. Едва избежал расстрела, будучи спасён заступившимися за него кубанскими казаками.    И лишь в начале сентября, когда большевики были выбиты из города, смог предложить свои услуги штабу Добровольческой армии.
Генералу Деникину не надо было объяснять, кто такой полковник Ткачев. Но поскольку своей авиации у добровольцев не было, Вячеслава Ткачева, наделив всеми полномочиями, отправили с «особой миссией» на Украину, к гетману Скоропадскому.
История умалчивает обо всех подробностях этой поездки, но сразу после возвращения Ткачев приступает к формированию 1-го Кубанского авиаотряда, в который вскоре привозят 8 самолетов. А это была уже сила, которая очень быстро проявила себя в боях под Царицыном. Там же Вячеслав Ткачев, лично вылетавший на разведку и бомбометание, был ранен с земли винтовочной пулей, но довольно быстро вернулся в строй.
Весной 1919 года кубанский авиаотряд был переброшен для поддержки Кавказской Добровольческой армии барона Врангеля и прекрасно показал себя в боях с 10-й армией красных. Петр Николаевич Врангель высоко оценил боевые и организаторские качества Ткачева: с 8 мая Вячеслав Матвеевич, кроме родного 1-го Кубанского, командует 4-м Добровольческим, 4-м Донским авиаотрядами. 19 мая ему присваивают звание генерал-майора авиации.
И это — тоже уникальное событие, так как до этого момента все русские генералы, имевшие отношение к авиации или авиастроению, числились «по другим ведомствам». Например, тот же Ткачев до войскового старшины проходил по штату казачьих войск, а потом высочайшим указом был «переведен в подполковники и зачислен по инженерным войскам».
1 апреля 1920 года Главнокомандующим Вооруженными Силами Юга России П.Н Врангелем он назначается начальником авиации Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР).  И остается на этом посту до окончания Гражданской войны, продолжая вместе с тем практически до эвакуации врангелевской армии из Крыма поднимать в воздух свой самолет и участвовать в воздушных боях.Командуя авиацией. генерал Ткачёв одновременно исполнял обязанности члена Краевого правительства Кубани - Кубанской Рады.

                                                                                                                                                                                   Во время прорыва фронта в северной Таврии кавалерийской ударной группой Д.П.Жлобы, которая сумела прорваться в тыл белых войск и  угрожала захватом Мелитополя, Ткачёв разработал план операции по сдерживанию красной кавалерии с помощью авиации.
С 15.06 по 21.06.1920 г., действуя в тесном взаимодействии с сухопутными частями Русской армии, в районе деревень Вальдгейм, Черниговка, Гнаденфельд и Михайловка (в долине р.Юшанлы), сумел полностью деморализовать ударную группу Д.П.Жлобы, результатом чего явилось почти полное ее уничтожение.

Вот как сам Ткачёв описывает в боевом донесении это событие:

"Под моим руководством была атакована колонна корпуса Жлобы у деревни Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Лётчики снизившись до 50 метров, пулемётным огнём совершенно разгромили красных. которые бежали на восток и северо-восток. Всё поле было покрыто чёрными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулемётные тачанки".   30 июня корпус Жлобы перестал существовать как организованная боевая сила. Мелкие группы всадников, прячась от авиаударов. рассеялись по деревням и хуторам. полностью утратив связь с командованием. Не более двух тысяч из них смогли спастись и выйти к своим. Остальные либо погибли, либо сдались в плен подоспевшим к месту прорыва солдатам врангелевской армии.

Разгром кавалерии Жлобы стал наивысшим достижением белой авиации за всю её историю. Даже советская военная наука признавала этот факт, и на его примере курсанты лётных училищ РККА изучали иактику действий самолётов против конницы. По сути дела авиаторы впервые оказали решающее влияние на весь ход войны, ведь если бы Жлобе удалось прорваться в практически не защищенный Крым, красные одержали бы победу уже в июле 1920 года.

Но благодаря лётчикам Крым устоял, и гражданская война продолжалась.    

 За эту кампанию он был награждён весьма редкой наградой - орденом Св. Николая Чудотворца. Пополнялись и ряды казачьего лётного состава. Ткачёв всегда помнил о том . что он первыё лётчик - казак. Согласно приказу начальника Кубанского казачьего войска генерал-майора Галушко в лётчики отбирались офицеры ККВ, находящиеся в строю не менее двух лет в возрасте не старше 28 лет, имеющие среднее образование и чин не выше есаула, а также умеющиеся обращаться с пулемётами Льюиса, Максима и Виккерса.
Нельзя не упомянуть о воздушном поединке, который произошел недалеко от Мелитополя в начале лета 1920 года. Тогда случай свел в воздухе генерала Ткачева и начальника авиации Южного фронта красных Петра Межераупа. Единственный за всю историю мировой авиации бой, в котором сошлись начальники авиасоединений двух фронтов. Самолёт Ткачёва имел 6 пробоин, Межераупа - 7, но обе машины благополучно вернулись на свои аэродромы.

Шла беспощадная гражданская война… Ослеплённые классовой ненавистью, русские люди убивали друг друга, Кто кого? Белая армия воевала против фанатичных частей Красной армии. И эта борьба была обречена на провал. Воевать со своим народом? – это безумие. "И услышал казак, ты идёшь воевать за народную власть со своим же народом" (И. Тальков "Бывший подъесаул")        Последние попытки боевых генералов удержать в своих руках власть рухнула. Не помогла помощь ни Англии, ни Франции, ни Америки. Хотя по справедливости её не было. Англо – американцам не нужна была прежняя Россия. Час пробил. Крым был оставлен. И Вячеслав Ткачёв. оставаясь главой русской авиации, в октябре 1920года эвакуировался в Константинополь. С этого момента закончился авиационный путь русского военного лётчика. Эмиграция низвела талант Ткачева, и его несомненные заслуги перед отечественной авиацией на нет…

На чужбине Вячеслав Михайлович обосновался в Югославии, в Белграде. В 1923 – 1941гг. он редактирует военный авиационный журнал «Воздухопловни Гласник». В 1937г. принимает югославское подданство, не оставляя надежды на возвращение в Россию. С 1942 по октябрь 1944-го работает начальником внешкольного воспитания русской молодёжи мужской и женской гимназии при Управлении русской эмиграции в Югославии. Не помогать заклятым врагам своего Отечества – это было святой заповедью для Вячеслава Матвеевича. В феврале 1942 года Ткачёва вызывали в гестапо и предлагали сотрудничать.                                                                                                                                                                                                                                                        Его  «Нет» было твёрдым.                                                                                        20 октября 1944г. Белград был освобождён войсками Красной армии. Тысячи русских эмигрантов покинули Югославию. Ткачёва уговаривали уехать т.к. пощады от большевиков ждать бессмысленно. «Они расстреляли собственных красных командиров, участников гражданской войны» - говорили ему. «Пусть лучше расстреляют меня свои, но я не стану пользоваться протянутой мне рукой помощи врагом моего народа» - отвечал он.

В.М. Ткачёв не чувствовал за собой вины: он не предавал Родины, не уронил чести, выполняя свой воинский долг. Возглавляя Белую авиацию. он честно воевал с большевиками до полного поражения. Затем вынужден был увести свой авиаотряд за рубеж. Совесть его была чиста. Тем не менее, 30.10.1944 г., с вступлением советских войск на территорию Югославии, он был арестован органами МГБ СССР и этапирован в Москву через г. Бухарест.
07.12.1944 г. передан в ведение ГУКР «СМЕРШ» НКО СССР. Его обвинили в «сочувствии мировой буржуазии, терроризме и участии в антисоветской организации».
В августе 1945 г. первый русский военный летчик, кавалер ордена Святого Георгия был осужден Особым совещанием при МГБ СССР к 10 годам ИТЛ. Он был отправлен в Сибирь в исправительно-трудовые лагеря. Оттуда белый генерал обратился к Сталину с письмом и получил разрешение работать над научными трудами по своей специальности военного лётчика.      Находясь в заключении, он написал труды: «Военная психология и необходимость воспитания народа в связи с военно-психологическими требованиями», «Анализ исторического развития авиации». Там же была написана рукопись «Военный лётчик штабс-капитан Нестеров» Как говорил заключенный - этим трудом, он вознамерился «поставить покойному герою памятник. Это мой долг, как его друга детства и как сослуживца».  В 1955 году был освобожден из лагерей, без права жительства в больших городах. Вячеславу Михайловичу разрешили поселиться на Кубани.   Он приехал в Краснодар в арестантском ватнике на голом теле и в чунях на босу ногу. Его приютила племянница Мария Александровна Ткачёва. Позднее он получил жильё – комнату в полуподвальном помещении…

Ткачёв приступил к поискам жены.. «Где она голубушка, что с ней?» - более десяти лет постоянно мучили его вопросы. Ведь он обещал родной своей Динусе (Надежде Алексеевне) ещё в 1944году, покидая Югославию, как только обустроится в России. забрать её к себе. Он делал запросы о жене в югославское посольство, Общество Красного Креста. И с каждым днём нарастала тревога…Несмотря на возраст, он продолжал работать. Настолько старательно и добросовестно, что получал благодарности и похвальные грамоты. В августе 1957 года Вячеславу Матвеевичу назначают пенсию по инвалидности – 246 рублей в месяц, в 1961 после денежной реформы она составляла 42 рубля 50 копеек.

Вячеслав Матвеевич Ткачёв. 1962г.

Мысль о быстро уходящей жизни не давала покоя. Надо было спешить, чтобы оставить потомкам свой опыт и знания военного лётчика. Он едет в Москву, работает в Военно-историческом архиве. Результатом его труда является рукопись будущей книги, названная им кратко и точно – «Крылья России». (Рукопись, десятки лет пылившаяся в архивах, увидела свет только в 2007 году). В 1957 году Краснодарское издательство заключило с ним договор на книгу о П.Н. Нестерове. Она вышла только в 1961 году под названием «Русский сокол». Издательская волокита и переписка отнимают у Ткачёва много времени, сил и здоровья. Появились и клеветники. Один из них некто И.Ф. Шепилов в своей книге чернит его имя. Вячеслав Матвеевич пишет Первому секретарю ЦК КПСС и Председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущёву. «Я хотел было подать в суд, но меня удержали от этого шага: ведь автор книги коммунист, а я – бывший белый генерад» - с горечью сетует он. Нам не известен ответ Хрущёва. Но отношение к Ткачёву смягчается: отрывки из его рукописи публикуют альманах «Кубань», журнал «Огонёк».

       Светлая и нежная страница в биографии В.М. Ткачёва – его переписка с женой Надеждой Алексеевной, которую ему удалось всё-таки отыскать. Она жила в окрестностях Парижа, в пансионате для престарелых и много раз оплакивала его горькую судьбу, пока не получила от Вячеслава Матвеевича письмо. Велика была её радость. Боже, Твоя милость бесконечна!.. По приглашению президента Франции Шарля де Голля, Ткачёву можно было выехать к жене. Но он отказался: истинно русский человек был не в силах покинуть Родину, с такими тяжёлыми испытаниями и страданиями обретённую вновь. Он написал: «Я к тебе не приеду. Приезжай ты ко мне». Он не терял надежды, что ему найдут работу по его силам и способностям. И тогда, - мечтал он. – «в моей личной жизни появится более твёрдый фундамент, обеспечивающий завтрашний день для меня и для моей жены».

Динуся родная! – писал Вяячеслав Матвеевич 7 февраля 1960 года, - только что получил твоё письмо от 26 января. Очень рад, что оно полно бодрости и хорошего – приподнятого настроения. Вот, что значит воспоминания о нашем счастливом прошлом – действует как жизненный эликсир! Мне нередко приходилось слышать выражения удивления – как я могу мириться со своим одиночеством? И всем был мой ответ: разве я могу забыть и выбросить из своего сердца такого друга, каким всегда была моя жена? – И он продолжая писал: - А знаешь Динуся, что особенно было ценно в наших взаимоотношениях? Полное понимание друг друга, полная гармония душ! Ведь ты никогда не становилась наперекор предпринимаемым мною шагов жизни, а ведь они нередко были вразрез нашим с тобою материальным интересам. В тебе никогда не говорил женский эгоизм, женская меркантильность. Вторая обаятельная черта твоего отношения ко мне – это жертвенная, часто с риском, любовь! Скажи, разве могу я всё это забыть?

- « Славик, дорогой мой! Что тебе нужно для улучшения питания? – спрашивала Надежда Алексеевна, - Я тебе вышлю. Кто тебя кормит и заботится о тебе? Напиши. Будь здоров, моя радость. Целую и люблю. Твоя Дина».

Она прислала из Франции мужу его старую шубу и костюм, а затем канадскую меховую куртку. ..


Вячеслав Матвеевич Ткачёв с супругой в эмиграции

 

Ещё в 1961 году В.М. Ткачёв в письме к некому Михаилу Антоновичу говорил, что «здоровье у меня висит на волоске». «С одной стороны старость, а с другой – условия жизни», уточнял он. «Сыроватые пятна на наружной стене, таскание наполненных водой и помоями вёдер (и это при серьёзной болезни сердца), пользование холодной уборной (во дворе) и необходимость ходить в холод в баню при моей исключительной подверженности к простуде. Увы, более нет сил жить в этом сыроватом подвале»  

Хлопоты о предоставлении ему квартиры тянутся на протяжении нескольких лет. Ткачёва закидали формальными отписками из исполкома. Он надеялся продлить свои дни на земле, чтобы ещё послужить людям и обществу – закончить и издать свои рукописи. Для него не было человека плохого….Когда дочь Нестерова сообщила ему, что больна, живет на пенсию, получаемую за отца в плохо отапливаемой коммунальной квартире, Вячеслав Матвеевич принялся хлопотать о ней, дабы дочери российского лётчика-героя увеличили пенсию и улучшили квартирные условия.Силы постепенно убывали, расшатанное здоровье подорванное болезнями и лагерями нередко подводило. В марте 1964г. он перенёс тяжёлую операцию. Так как он жил одиноко и ухаживать за ним было некому, то больного надолго задержали в больнице до полного выздоровления. Там же в больнице, Вячеслав Матвеевич высказал свою просьбу:

- Умру – прошу надо мной поставить простой памятник – пропеллер, который я надеюсь заслужил… В наступившем 1965 году решил слетать на Украину. Ведь - Киев – колыбель его авиационной юности. Он купил в аэропорту билет и собрался в дорогу.

- Вячеслав Матвеевич, Вы бы лучше поездом, так надежней, - убеждали его. –
Сколько самолётов разбивается. Ткачёв с юношеской пылкостью отвечал: - Я за честь и славу почту погибнуть с самолётом!

…Стояли густые туманы. Промозглая сырость пронизывала до костей. Была нелётная погода. Ткачёв ездил на рейсовом автобусе в аэропорт и оттуда к себе в холодную комнату. Часами напролёт просиживал в ожидании рейса. Но, увы, полёт вновь и вновь отменялся. Вячеслав Матвеевич простудился. Поначалу обходился своими домашними средствами. Затем лечился у какого-то врача на дому. Но организм, ослабленный скудным питанием и хроническими болезнями не выдержал. 12 марта Ткачёв слёг, а спустя три дня появился сильнейший озноб. Думал - пройдёт. Но болезнь обострялась и прогрессировала. 19-го после полудня кто-то из соседей вызвал «Скорую помощь» Больного отвезли в старейшую больницу города – в Первую городскую с диагнозом: двусторонняя очаговая пневмония, осложнённая сердечной недостаточностью и интоксикацией. Ему кололи пенициллин, и стрептомицин…Вячеслав Матвеевич ощущал страшную слабость, боли под лопатками. Постоянно бил кашель с мокротой. Ночью страдал от удушья… 

Вячеслав Матвеевич в год смерти

25 марта В.М. Ткачёв впал в беспамятство. В 18.30. врач записал в карточке: «Больной в состоянии атонии, без сознания». И спустя некоторое время душа Вячеслава Матвеевича отлетела в вечность, в небеса. Туда, где он когда-то безраздельно царил, как доблестный русский ас, а теперь как бесплотный дух . идущий на суд праведный и ожидающий милосердия Божиего… Его хоронили прямо из больницы. Собралось 60 – 70 человек провожающих. В тот же роковой день из исполкома принесли ордер на получение квартиры в новом доме…А спустя две недели после его кончины из Франции по старому адресу пришло письмо (8 апреля 1965г.): «Моя радость. Сегодня твой юбилей – 80 лет. Пошли тебе Господь сил и здоровья ещё надолго. Я вся душой и мыслями с тобой, дорогой. Сегодня приедет Иван Михайлович (знакомый супругов Ткачёвых). Он весь горит, вспоминая 1914 год,… и свою и твою юность: «Велика наша Родина! Большое счастье быть русским!». Я три недели не получаю твоих писем и уже волнуюсь. Что за причина? Не болен ли ты? Ведь я ими живу. Жду с нетерпеньем твоего письма. Хочу себя уверить, что всё у тебя благополучно, ты здоров духом и физически. Целую и люблю бесконечно, Дина».

- И замкнулся круг большой трагической жизни выдающегося человека – заканчивает свою повесть Виталий Бардадым. Память о В.М. Ткачёве неискоренима ни в летописях Кубани, ни в истории Русской Авиации. Сын своей земли, он свято верил в несокрушимость своего Отечества – и не единым поступком ни единым своим словом не запятнал светлый облик России.

Тридцать лет спустя после кончины Вячеслава Матвеевича Ткачева Родина воздала русскому летчику по заслугам. 24 сентября 1995 года в связи со 110-летием со дня рождения на доме N 82 по улице Рашпилевской в Краснодаре, где он жил последние годы, Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник авиации Петр Дейнекин в торжественной обстановке открыл мемориальную доску, На митинге выступили атаман Союза казаков России Александр Мартынов, глава администрации Краснодарского края Евгений Харитонов, курсант Краснодарского ВВАУЛ Алексей Дьяченко. Были отданы воинские почести. В небе над городом продемонстрировала свое летное искусство пилотажная группа «Стрижи».
Время вернуло из забвения имя прославленного русского летчика Вячеслава Ткачева. Большую роль в восстановлении исторической правды в отношении земляка сыграло Всекубанское казачье войско.

И наш долг – потомков живущих ныне, увековечить жизнь этого человека, помнить о нём.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об улучшении качества военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, а также во исполнение данного постановления и в целях улучшения воспитания молодёжи в духе патриотизма и гордости за Отечество и свою малую родину - Кубань, наша общественная организация приступила к подготовке мероприятия в память об этом замечательном человеке, кубанском казаке.   Запланировано:   приведение в порядок памятника на могиле Вячеслава Матвеевича; проведение торжественного митинга возле дома на улице Рашпилевской 82, где он жил последние годы, с приглашением офицеров и курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков им. Серова, кадетов Краснодарского Президентского кадетского училища и кадетов Краснодарского кадетского корпуса им. атамана Бабыча, поездка к месту его рождения в станицу Келермесскую, где до сегодняшнего дня стоит дом, в котором родился и рос В.М. Ткачёв; подготовка обращения к Главкому ВВС – с 1 августа - Главкому Воздушно-Космических Сил - генерал-полковнику Бондареву В.Н. с просьбой о присвоении имени Ткачёва одному из стратегических бомбардировщиков ТУ-160.

 

 

 

P.S. 1 августа, мы посетили могилу Вячеслава Матвеевича. Неизвестные злоумышленники сломали православный крест на гранитной стеле …     Будем восстанавливать.

 

 

7 октября 2015г. в Краснодаре состоялся торжественный митинг, посвящённый памяти лётчика Вячеслава Ткачёва, первого Георгиевского кавалера Императорской авиации, создателя русской военной авиации. Митинг проходил возле дома на улице Рашппилевской 82, где он жил последние годы. Организатором митинга выступила местная общественная организация «Общество «Православные патриоты». На мероприятие были приглашены и приняли участие кадеты Президентского кадетского училища и кадеты Краснодарского кадетского корпуса им. атамана Бабыча, казаки Екатеринодарского районного казачьего общества Кубанского казачьего войска. Выступавшие говорили о мужестве и героизме, высоких патриотических, организаторских и лётных качествах Вячеслава Матвеевича - лётчике от Бога! И о трагических страницах его жизни...  Во второй части митинга на Славянском кладбище, состоялась панихида и возложение венков на могилу Ткачёва. Завершающим этапом стало прохождение участников митинга торжественным маршем перед памятником генералу авиации В.М.Ткачёву.

Участники митинга приняли Обращение к министру Обороны и главкому ВКС с просьбой о присвоении имени генерала Ткачёва одному из стратегических бомбардировщиков ТУ – 160. И подписали его. 11декабря свою подпись под Обращением поставил  губернатор Кубани В.И. Кондратьев, и 12 декабря оно  заказным письмом было отправленено в Москву, адресату.  Ожидаем ответа.


                                                                         ОБРАЩЕНИЕ


Министру обороны Российской федерации генералу армии С. К. Шойгу

Главнокомандующему ВКС генерал-полковнику В.Н. Бондареву


 

                   

                       Уважаемый Сергей Кужугетович!


                       Уважаемый Виктор Николаевич!


 

В этом году исполнилось 50 лет со дня смерти (25 марта 1965 г.) и 130 лет со дня рождения (7 октября 1885г.) русского лётчика Вячеслава Ткачёва, первого Георгиевского кавалера Императорской авиации, создателя русской военной авиации, автора мирового рекорда дальности перелёта по маршруту Киев – Екатеринодар (1913г.) Друга и боевого соратника другого великого русского лётчика автора «мёртвой петли» Петра Нестерова. В конце Первой мировой войны, в июне 1917г. Вячеслав Ткачёв был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего Русской армии. По сути – главкомом военной авиации России.


Сегодня, 7 октября в день рожденияВячеслава Матвеевича,мысобрались на митинг возле его дома, где он жил последние годы, чтобы почтить память этого замечательного русского человека, кубанского казака, генерала Белой армии.Изучая биографию нашего земляка, не перестаём удивляться постоянно встречающемуся слову «впервые». Пионер русской авиации, участник первого в истории русской авиации полёта в строю. Первый лётчик, награждённый боевым орденом святого Георгия Победоносца. И обладатель весьма редкой награды – ордена св. Николая Чудотворца Автор первого в России руководства для лётчиков - «Материалы по тактике воздушного боя». Организатор первых истребительных авиагрупп. Первый русский генерал авиации. После революции и Гражданской войны Ткачёв оказался в эмиграции в Югославии. Не помогать заклятым врагам Отечества - было святой заповедью Вячеслава Матвеевича. В феврале 1942 года Ткачёва вызвали в гестапо и предлагали сотрудничать с Германией. Его «Нет» было твёрдым. Всё это время он не переставал думать о возвращении в Россию.   Ткачёв не чувствовал за собой вины: он не предавал Родины, не уронил чести и достоинства русского офицера, выполняя свой воинский долг. Возглавляя Белую авиацию, он честно воевал с большевиками до полного поражения. Затем вынужден был увести свой авиаотряд за рубеж.В 1945г. после освобождения Югославии войсками Красной Армии его просьбу удовлетворили, сказав, что его знания и опыт будут востребованы. Однако   вернувшись на Родину, получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей за «антисоветскую деятельность». После освобождения, проживая в Краснодаре, продолжал работать, передавая потомкам свой опыт и знания военного лётчика. Он едет в Москву, работает в Военно-историческом архиве. Результатом его труда является  книга, названная им кратко и точно – «Крылья России». Затем в 1961 году вышла его книга о Петре Николаевиче Нестерове под названием «Русский сокол».


Незадолго до смерти, Вячеслав Матвеевич высказал свою просьбу: - «Умру – прошу надо мной поставить простой памятник – пропеллер, который я надеюсь,заслужил…»   Память о лётчике Ткачёве неискоренима ни в летописях Кубани, ни в истории Русской авиации. Сын своей земли , он свято верил в несокрушимость своего Отечества – и не единым поступком, ни единым словом не запятнал светлый облик России. Его слова – «Моя политика и мой водитель в жизни – это любовь к Родине и моему народу» - являются девизом для нас, живущих ныне.


                                       Уважаемые


                   Сергей Кужугетович и Виктор Николаевич!


Мы, участники митинга памяти лётчика Ткачёва - кадеты Краснодарского Президентского кадетского училища и кадеты Кубанского казачьего кадетского корпуса им. атамана Бабыча, казаки Екатеринодарского районного казачьего общества Кубанского казачьего войска, члены Краснодарской городской организации «Общество «Православные патриоты», -


обращаемся к Вам с   просьбой:


присвоить имя генерала Вячеслава Ткачёва одному из стратегических бомбардировщиков ТУ-160, или иному типу самолёта; считаем это нашим долгом - потомков живущих ныне, сохранить память о нём.


Краснодар, 7 октября 2015года.



 

 "МОЯ ПОЛИТИКА И МОЙ ВОДИТЕЛЬ В ЖИЗНИ - ЭТОЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И МОЕМУ НАРОДУ"    В.М. ТКАЧЁВ

 

 

 

Верните его в небо!              (газ. Краснодарские известия 13 октября 2015г.)

В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения и одновременно 50 лет после смерти Ткачева Вячеслава Матвеевича - кубанского казака, одного из первых русских летчиков и первого главкома авиации белой армии. Общественность Краснодара просит присвоить его имя стратегическому бомбардировщику ВКС России.

               
Имя Вячеслава Ткачева, долгие годы пребывавшее в забвении, сейчас на слуху. Когда страна избавилась от необходимости делить свою историю, своих сынов на красных и белых, оказалось, что в нашей истории множество подлинных героев, по которым можно сверять сегодняшние поступки, учить нынешнюю молодежь любви к Родине. Не случайно несколько лет назад тогдашний главком ВВC Петр Дейнекин - под салют и барражирование над Краснодаром истребителей - открыл мемориальную доску на доме на Шаумяна, 82, где прошли последние годы одного из первых русских летчиков.

Он был сыном казачьего полковника и дочери священника. В Нижегородском кадетском корпусе подружился с Петром Нестеровым - тем самым, автором мертвой петли. Потом они много вместе летали в Киеве, участвовали в составе первого в мире(! ) группового полета звеном. До начала Первой мировой войны Вячеслав Ткачев совершил сверхдальний перелет по маршруту Киев - Одесса - Екатеринодар. Среди его военных подвигов - на подбитом самолете, зажимая ногой хлеставшее из пробоины горячее масло, долетел до расположения русских (передать разведанную информацию в штаб) и на телеге умудрился под огнем противника вывезти поврежденный самолет. Он оказался одним из первых русских летчиков, сбившим немецкий самолет из револьвера.

После революций воевал на стороне Белого движения - у Деникина, у Врангеля. Дослужился до должности командующего
русской авиацией Юга России, то есть (говоря сегодняшним языком) главкома авиации. Потом эмиграция. В 1944 году, после освобождения Югославии советскими войсками, попросил разрешения вернуться на родину. В Краснодар он вернулся после
многолетней ссылки. Подрабатывал в переплетной артели инвалидов им. Чапаева, писал книги: «Крылья Родины» - о первых годах, зарождении русской авиации - и «Русский сокол» - о друге и коллеге Петре Нестерове. Кстати, именно сейчас идет процесс переиздания «Русского сокола»: краевед и журналист Михаил Севастьянов передал электронную версию книги в типографию КГИКа.

 

Вячеслав Ткачев прожил очень интересную жизнь, достойную приключенческого романа, или телесериала, или... присвоения его имени стратегическому бомбардировщику. Не секрет, что львиная доля Ту-160, базирующихся в Энгельсе, имеют собственные имена. Но остались еще два или три безымянных. Собственно, с инициативой дать самолету имя Вячеслава Ткачева и выступила Краснодарская городская общественная организация «Общество православных патриотов». Организация провела митинг во дворе дома на Рашпилевской, 82, на который пригласила порядка полутора сотен человек - казаков Екатеринодарского отдела ККВ, воспитанников Президентского кадетского корпуса и казачьего кадетского корпуса им. атамана Бабыча, были на митинге представители Общества православных патриотов, журналисты, горожане.

Александр Попов, председатель «Общества православных патриотов», рассказал о жизненном пути
нашего прославленного земляка и зачитал обращение о присвоении имени самолету, которое после всеобщего одобрения было направлено министру обороны страны и главкому Воздушно-Космических Сил.

Нам всем - журналистам и читателям «КИ» - остается держать кулачки.

Письмо из МО001

Письмо губернатору002